"Гопница" 2016 г - http://avedaria.com/
Работа «Гопница» (художницы Дарьи К.) – некий саркастический вызов современным авторам, которые набирают аудиторию, заигрывая со знаковыми понятиями современного русского человека: СССР, сожаление по ушедшим 90-м и патриотизм.
Дарья К. получила художественное образование в British Higher School of Art and Design (Британской высшей школе дизайна - курс Christopher Rainbow и Tim Simmons), но родилась и выросла в России, а потому может нивелировать в себе как ностальгию и патриотизм, так и иронию по отношению к этим понятиям. Именно примером такого «уравнивания» является проект «Гопница», который, по словам художницы, в будущем планируется как серия картин, где антагонистами будут русские версии классических монстров современной массовой культуры. Главными героинями будут обычные русские девушки.
В работе обыгрывается сюжет классических японских аниме-картин: огромный Робот и молодая девушка. Но, если в аниме роботы – это футуристический кошмар, давящий подсознательным страхом перед слишком быстрым развитием технологий, а школьница – это юный оплот чистоты, смелости, и инфантильного желания «Погибнуть за правое дело», то Дарья К. предоставляет нам пищу для размышления необычным переосмыслением данного избитого сюжета. На её картине Робот подчёркнуто восстал из времён СССР. Он словно одно из детищ времён технического прогресса Советского Союза, которые сейчас забыты современным миром как нечто нецелесообразное и опасное. Вместо японской школьницы изображена «гопница» – обычная современная девушка, с лёгким флером 90-х. Она одета в спортивную одежду. В руке бейсбольная бита. У неё нелепые шлёпанцы поверх безразмерных сношенных носков и излишне затянутая перегидрольная коса до пояса. По лицу видно, что никакого желания погибнуть у неё нет. Нет чистоты и смелости – зато у неё есть усталость и злость от неожиданного, но явно не первого врага в тяжёлой и явно насыщенной жизни на окраине мегаполиса.
В отличие от аниме культуры, где школьницы показаны гиперболизировано сексуально, а роботы изображаются невероятно и пугающе подробно, картина Дарьи К. выполнена в стилистике иллюстраций из детских книг. Цвета яркие и насыщенные, но при этом их сочетание вызывает ностальгию по самым ярким вечерам студенческой и школьной юности – когда ты ещё не ощущаешь себя взрослым, но предоставлен сам себе, и уже не столько сам лезешь в приключения, сколько они лезут к тебе. Так же нельзя не заметить, с какой любовью изображён фон – классический полузаброшенный спальный район. С не меньшей любовью изображены и персонажи.
И, в отличие от сюжетов аниме, где зритель часто до последнего сомневается в победе добра и за счёт чего подогревается интерес к дальнейшему просмотру, тут мы абсолютно уверены, что «Гопница» победит Робота.